В Русском музее для посетителей представили произведение Александра Дейнеки «Покорители космоса». В прошлом году шедевр привезли из Луганского художественного музея. Состояние полотна оставляло желать лучшего, петербургские специалисты провели комплексную научную реставрацию.
«Покорители космоса» были буквально «усыпаны» трещинами, сколами и царапинами. Свою работу Александр Дейнека писал в смешанной технике — использовал темперу и масло. Поэтому традиционные методы реставрации картине не подходили. Специалистам пришлось искать нестандартные решения: холст укрепляли с помощью тончайшей японской бумаги, были подобраны щадящие растворы и слабый клей.
«Если вы посмотрите внимательно на поверхность, то заметите, что есть блестящие участки, матовые участки живописи. Это работа художника, его кисти, его рука, и ни в коем случае нарушить это нельзя. Мы сидели с лупой и шаг за шагом тонировали сначала большие утраты, потом помельче», – рассказала ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации живописи смешанных техник Русского музея Нина Русакова.
Картина создавалась как эскиз к большой мозаике, которая должна была украсить Дворец съездов в Москве. Поэтому привычной сигнатуры — нет. Как и верхнего защитного покрытия.
«Обычные картины, выполненные в масле, они покрываются, как правило, лаком. Краски становятся глубже, насыщеннее. Какие-то неровности выравниваются. Здесь нет лака — у художника его не было. Поэтому и мы не использовали», – отметила Нина Русакова.
Полотно привезли из Луганского художественного музея. Работу экспонировали до 1975 года, а затем – отправили в хранилище. В начале 2024-го её показали в Саратове, после чего она и попала в руки к реставраторам города на Неве.
Шесть месяцев посетители корпуса Бенуа могли наблюдать за работой специалистов в через специальное стекло. Вопрос об экспонировании полотна в петербургском музее пока обсуждают. Но одно известно точно — картина вернется в Луганск.
В Русском музее работает почти 90 реставраторов. В год они восстанавливают свыше двух тысяч произведений разной сложности. На базе мастерских в учреждении планируют развивать региональную сеть специализированных научно-реставрационных центров.
«Наше правило в Русском музее — сначала наука, сначала полный цикл исследований, который мы можем себе позволить. Потом реставрация. Такая идеология будет и у национальной школы реставрации. Важнейший проект которой — это подготовка новых реставрационных кадров по всей стране», – отметила генеральный директор Русского музея Алла Манилова.
Традицию открытой реставрации в музее продолжат. Планируют добавить и ещё одну — ко Дню реставратора показывать восстановленные шедевры искусства.